Основные и дополнительные цвета

Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Наоборот, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называть основными.

Основные, составные и дополнительные цветаЕсли смешать желтый и синий — получится зеленый цвет, желтый и красный — оранжевый, красный и синий — фиолетовый. Эти цвета получаются путем смешивания, поэтому и принято их называть составными цветами.  Составлять цвета можно и более, чем из 2 элементов. Так, например, если собрать на палитре все эти три цвета — получится коричневый.
Лучше постепенно вводить зеленый в красный до получения необходимого результата.

Сбоку на рисунке вверху показаны очень интересные комбинации цветов. Это дополнительные цвета. У красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого — фиолетовый, у синего — оранжевый. И наоборот, конечно же.

Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными. Только надо помнить, что кроме дополнительных цветов в основном цвете предмета будут присутствовать и рефлексы, которые дают окружающие предметы. а так же многое зависит от освещения и цветовой гаммы картины.

Цветовой кругЕсли провести линию через центр круга, можно определить дополнительные цвета. У цветов есть много отттенков, поэтому и дополнительный цвет надо брать соответственным. Например, желто-желто-зеленому  — будет соответствовать красно-красно-синий цвет. Так же необходимо обращать внимание и на насыщенность цветов.

Очень сильно изменение локального цвета  видно в тени, отбрасываемой предметом или на нем самом. Здесь всегда будет присутствовать дополнительный цвет, тон темнее локального и синий тон.

Чтобы лучше все понять, хочу показать примеры работ художницы Павловой Марии.Очень четко прослеживается гармония цветов: красный — зеленый, голубой — светло-оранжевый.

Гранаты
Павлова Мария. Письмо в Париж
Павлова Мария. Чай с молоком

комментариев 16 на «Основные и дополнительные цвета»

  1. Светлана:
    Очень полезная информация, цветные рисунки мне даются тяжелее чем монохромные. Рисовала вчера желтые тюльпаны, долго соображала, какой же цвет взять для затенения, долго пробовала разные, пришла к фиолетовому — оказалось, правильно! Прочесть бы это раньше на этом сайте...
  2. Олика:
    Всегда знала, что у каждого цвета есть противоположность, но никогда не задумывалась о том, что в рисовании эти противоположности подчеркивают друг друга. Мне понравился круг с цветами, сразу все ясно, что и чем надо оттенять и подчеркивать.
  3. julia:
    Потрясающе!!!!А какие картины замечательные!!!!!Спасибо Вам!!!
  4. Светлана:
    Марина, спасибо огромное, Вы так все понятно объясняете. Надеюсь, что все у меня получится.Работы просто восхитительны. Спасибо!!
  5. НеИзВеСтНоЕ СоЗдАнИе:
    классно не когда бы не подумала что так можно рисовать)))
  6. Степан:
    Великолепная работа с котом на столе!
  7. виктория:
    мне бы так рисовать как вы
  8. екатерина:
    спасибо за статью!картины просто обалденные!а нет уроков как рисовать металл, стекло?
  9. Марина:
    Екатерина, надо полазить по сайту — в уроках гуаши есть стеклянная ваза с вербой, розы в стеклянной вазе акварелью, чашка с чаем (тоже стекло). Металл сделаю обязательно
  10. Елена:
    Просто потрясающе! Столько информации за несколько минут. Я платила деньги за курсы по рисованию и не получила там столько информации!
  11. Гузель:
    Великолепно!! В детстве немного рисовала, но уже все забыла!
  12. Алексей:
    Скажите пожалуйста из каких соображений дополнительный у красного — зеленый???. Тогда в природе он голубой. А у зеленого дополнительный маджента(пурпрур).!??П.С.Будь данная схема актуально в полиграфической модели смешивания красок, мы бы уже листали в журналах серозеленые страницы.)))
  13. Марина:
    Алексей, существует два вида смешения цветов: механическое (художник смешивает краски на палитре) и оптическое (волновое). При механическом смешении основные цвета — красный синий и желтый. При оптическом — красный, зеленый и синий. Дополнительные цвета в обоих случаях разные. В статье идет разговор о КАРТИНАХ и художниках с палитрой и краской, а не о полиграфической печати.В полиграфии использую совсем другие краски — пурпурный, желтый, голубой и черный. Из этих сочетаний и состоит оттиск в журнале. Этой специальной полиграфической информации достаточно в интернете.
  14. Алекс:
    Синий и красный — это точно основные цвета, т.к. их нельзя получить путем смешивания. А вот между желтым и зеленым стоит спор. Ведь желтый можно получить путем смешивания красного и зеленого цветов, а зеленый — желтого и синего. Поэтому, я думаю и тот и другой цвет являются основными.
  15. Владимир Лукинов:
    Белый свет состоит из трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Посмотрите через лупу на экран телевизора. Три горящие точки дают белый цвет. Дополняющий основной цвет до белого называется дополнительным цветом. Другими словами, при удалении из белого цвета одного из основных мы получим дополнительный цвет. Если удалить красный — получим голубой, зелёный — пурпурный, синий — получим жёлтый. Посмотрите на цветную негативную плёнку и вы увидите голубые знамёна и пурпурную листву. При рисовании мы видим отражённый свет. Жёлтая краска поглощает синий цвет и отражает красный и зелёный, а голубая поглощает красный цвет. Поэтому при смешивании жёлтой и голубой красок получается зелёный цвет, так как мы из белого света поглотили синий и красный цвета. Как-то так, ребята!
  16. Марина:
    Владимир, существует два способа смешения цветов — механический, когда художник смешивает краски на палитре, и оптический, про который Вы пишете. Основные цвета в оптическом смешении — красный, зеленый и синий. Этот принцип даже используется в театре осветителями, работающими с прожекторами и т.д. Основные цвета при механическом смешении цветов — красный, синий и желтый. В типографии используются пурпурный, желтый и голубой и дополнительный черный, как контурный, белый цвет — непропечатанная бумага. В статье говорится о МЕХАНИЧЕСКОМ смешении красок, используемом художниками на ПАЛИТРЕ при рисовании картин.

Ваш отзыв